(Плотников Виктор Васильевич; 25.10.1872, с. Лижма Петрозаводского у. Олонецкой губ.- 16.08.1937, Левашовская пустошь под Ленинградом), архиеп. Казанский и Свияжский. Из семьи священника. По окончании в 1893 г. Олонецкой ДС был назначен псаломщиком в петрозаводский кафедральный собор, одновременно служил учителем пения в Петрозаводском ДУ. 15 авг. 1894 г. был рукоположен во иерея, в 1895-1898 гг. служил в Воскресенском соборе в г. Вытегра. В 1898 г. поступил в СПбДА, к-рую окончил в 1902 г. со степенью кандидата богословия. 27 сент. того же года определен на священническое место к храму святых Ксенофонта и Марии при убежище слепых в С.-Петербурге; в 1907 г. переведен настоятелем в ц. апостолов Петра и Павла С.-Петербургского Павловского жен. ин-та, одновременно преподавал Закон Божий в ин-те и ряде др. учебных заведений. 6 мая 1913 г. награжден орденом св. Анны 3-й степени. 6 мая 1915 г. возведен в сан протоиерея. С янв. 1919 г. настоятель Никольского Морского собора и Благовещенской ц. в Кронштадте. В июле того же года назначен ключарем Исаакиевского кафедрального собора в Петрограде.
Овдовев, принял монашеский постриг. 28 авг. 1920 г. в Исаакиевском соборе состоялась хиротония В. во епископа Кронштадтского, викария Петроградской епархии, к-рую возглавлял митр. Петроградский и Гдовский св. Вениамин (Казанский). По словам митр. Вениамина (сказанным на суде), Кронштадтский викарий «вел бракоразводные дела, служил, исполнял мои поручения, делал обозрение церквей, бывал на заседаниях в правлении... общества православных приходов... по мере необходимости, докладывая то, о чем надо было доложить». В кон. мая или нач. июня 1920 г. В. был арестован в Кронштадте, заключен в петроградскую тюрьму, через неск. часов освобожден. Вновь арестован в нач. июня 1922 г. в ходе кампании по изъятию церковных ценностей; проходил как один из основных обвиняемых по «делу митрополита Вениамина» (см. ст. Петроградский процесс 1922 г.). 5 июля 1922 г. Петроградским губернским революционным трибуналом признан виновным в «организации преступной контрреволюционной группы, поставившей себе целью борьбу с советской властью», приговорен к высшей мере наказания. 26 июля 1922 г. кассационная коллегия Верховного трибунала определила заменить расстрел заключением на 5 лет; 3 авг. по постановлению Президиума ВЦИК расстрел был заменен 10 годами заключения. В. отбывал наказание в петроградской тюрьме. Во время пребывания в заключении В. направил Петергофскому еп. Николаю (Ярушевичу) письмо, в к-ром сообщил о том, что не признает образованной им «Петроградской автокефалии», а еп. Николая считает лишь законным викарием Петроградской епархии. («Петроградская автокефалия» была объявлена еп. Николаем с согласия властей после захвата высшей церковной власти обновленцами (см. ст. Обновленчество), была поддержана мн. представителями петроградского духовенства, к-рые, с одной стороны, заявляли о своей непричастности к решениям заграничного Карловацкого Собора 1921 г., а с др.- не признали обновленческое Высшее церковное управление.) 24 нояб. 1923 г. Президиум ВЦИК постановил оставшийся срок В. считать условным, 30 нояб. архиерей был по амнистии освобожден. После освобождения ездил в Москву к св. Патриарху Тихону, получил благословение служить по приглашению духовенства и прихожан в храмах Петрограда, в качестве 1-го викария первенствовать в соборных архиерейских служениях, но В. оставил это право за Лужским еп. Мануилом (Лемешевским). После ареста еп. Мануила В. в февр. 1924 г. принял на себя временное управление Петроградской епархией, одновременно временно управлял Олонецкой и в течение неск. месяцев Новгородской епархиями.
Для управления Петроградской епархией был создан епископский совет, в к-рый вошли В., Шлиссельбургский еп. Григорий (Лебедев) и Колпинский еп. Серафим (Протопопов). Деятельность совета в этот период была в основном посвящена борьбе с обновленчеством. Уже в первом своем обращении 22 февр. 1924 г. В. призвал духовенство и мирян держать связь с правосл. архиереями и предупреждал, чтобы никто не принимал участия в собраниях обновленцев ни в качестве представителей от общин, ни как частные лица. Храмы, переходящие из обновленчества, должны были снова освящаться. Были применены строгие меры к священнослужителям, к-рые уклонились в раскол. В. принимал участие в погребении Патриарха Тихона (см. ст. Архиерейское совещание РПЦ 12 апреля 1925 г.).
После смерти Первосвятителя активность обновленцев возросла. В то время они готовились к проведению «III поместного всероссийского собора» и настойчиво призывали православных к «примирению» и участию в «соборе». В ответ на соответствующее письмо обновленческого «Ленинградского митрополита» Вениамина (Муратовского) В. вместе с епископами Сестрорецким Николаем (Клементьевым) и Ладожским Иннокентием (Тихоновым) 11 мая 1925 г. обратился к пастве с увещанием: «Опыт трех лет существования обновленчества показал нам, что все попытки сношений и переговоров обновленцев с православными приводили лишь к новым скорбям и соблазнам для православных и неизменно каждый раз были ложно истолкованы и использованы обновленцами во вред святой православной Церкви… Посему еще раз подтверждая свое обращение от нач. 24 г., рекомендуем воздерживаться в разговоре с обновленцами даже от выражения своих личных мнений по церковным вопросам». В воскресенье 31 мая 1925 г., в неделю памяти св. отцов I Вселенского Собора, в ознаменование 1600-летия годовщины этого Собора во всех правосл. храмах Ленинграда по распоряжению В. были отслужены молебны с прошениями об умиротворении Церкви.
Среди правосл. протоиереев Ленинграда нашлась группа сторонников примирения (см. в ст. Василий Петрович Сокольский, сщмч.), к-рая в ходе переговоров с обновленцами 8 июля 1925 г. даже наметила пункты («положения») объединения. В. вместе с др. ленинградскими епископами категорически отверг эти пункты и запретил участникам группы продолжать к.-л. переговоры с обновленцами. Стойкость и последовательность в отношении к обновленчеству стали одной из причин ареста В. 16 дек. 1925 г. в ходе следствия по делу «нелегального совета епископов».
Одновременно в Карелии шло расследование по делу «Противообновленческого катехизиса». В., находившийся в тюрьме в Ленинграде, на допросы в Карелию вызван быть не мог, но на основании показаний др. обвиняемых и свидетелей он был признан виновным в том, что передал духовенству Петрозаводска «Противообновленческий катехизис», к-рый использовался при чтении лекций в религиозно-нравственном кружке при кафедральном соборе. В «Катехизисе», по словам следователя, утверждалось, что «ГПУ отошло от своих обязанностей и занялось церковными делами, а карательные функции передало обновленцам». В вину архиерею ставилось также то, что он будто бы санкционировал «попытки некоторых представителей петрозаводского духовенства к расшифровыванию секретных сотрудников и конспиративных квартир ГПУ АКССР», с ведома В. «некоторые тихоновцы предлагали свои услуги органам с провокационной целью».
В. был приговорен особым совещанием при Коллегии ОГПУ 29 апр. 1926 г. к 3 годам ссылки в Сибирь. Отбывал срок в Нарымском крае (Томская обл.). В апр. 1929 г. освобожден, выехал в Н. Новгород. По нек-рым сведениям, до 1931 г. жил в Иркутске, затем переехал в Н. Новгород. С 1931 г. временно управлял Вологодской епархией, именуясь епископом Кронштадтским. 4 апр. 1933 г. возведен в сан архиепископа, 16 июня назначен архиепископом Вологодским, 18 окт.- архиепископом Новгородским и Старорусским, 5 сент. 1936 г. уволен на покой. 20 дек. того же года назначен архиепископом Казанским и Свияжским. Вскоре после отъезда В. в Казань в Новгороде было арестовано неск. священнослужителей, один из них, сломленный во время следствия, показал, что входил в подпольную орг-цию, якобы созданную В. На основании этих показаний В. как «идейный вдохновитель и организатор контрреволюционной организации церковников, существовавшей в Ленобласти с 1932 г.» был арестован 28 февр. 1937 г. в Казани, препровожден в Ленинград. Расстрелян вместе с 13 священнослужителями и мирянами по приговору особой тройки при УНКВД СССР по Ленинградской обл. от 11 авг. 1937 г.